logo
Конструируем ваше медиапространство

Звук для больших открытых пространств

Теория и практика озвучивания больших открытых пространств

Озвучивание больших открытых площадок требует особой подготовки и внимания к ряду аспектов для достижения максимальной эффективности и качества звучания.

Большие открытые пространства — это:

- парки, скверы,

- площадки для активного отдыха,

- рекреационные и общественные пространства,

- набережные.

Задачи профессионального озвучивания на таких объектах:

1. В постоянном рабочем режиме это музыкальное оформление и служебное информирование.

2. В экстренном порядке – оповещение о тревожных ситуациях.

 Особенности озвучивания открытых пространств:

1) Необходимо заранее изучить форму и размер площадки, на которой планируется озвучивание, чтобы определить оптимальное количество и тип динамиков для равномерного распределения звука. Непродуманное размещение акустических систем на открытых пространствах может привести к возникновению эха, что уводит нас от желаемого результата.

2) Следует учитывать, что люди на разных расстояниях от динамиков будут получать различные уровни звука, поэтому определение оптимального уровня звука является критически важным.

3) Ещё один момент, при озвучивании открытых площадок не следует направлять звук непосредственно на людей. Звук, направленный в точку, создает большую нагрузку на ухо и может вызвать усталость слуховой системы.

4) Для достижения качества звука также нужно учитывать постоянное присутствие на открытых площадках акустических помех из окружающей среды (шум машин, людей, животных и т.д.) и зависимость распространения звуковых волн от погодных условий. Снижению этих помех послужит использование специальных динамиков.

5) Важно учитывать и распространение звука на соседние с площадкой жилые дома и социальные учреждения. Соблюдение комфортного уровня звукового давления на границе зоны озвучивания и за её пределами, заданный санитарными нормами, позволит создать позитивную атмосферу как на самой площадке, так и вокруг неё.

6) Для максимальной эффективности озвучивания следует использовать оптимальное сочетание света и звука – особенно в темное время суток.

 Большие открытые площадки для озвучивания требуют огромной ответственности и глубоких знаний в области звука. Профессиональный подход и использование высококачественного оборудования позволят создать атмосферу, которая будет заслуживать восхищенных взглядов и восторга у гостей.

ООО MediaConstructor – профессионал на рынке качественного звука. Знание специфики озвучивания открытых пространств, возможностей акустических систем, а также большой практический опыт построения качественного звука позволяют нашим специалистам достичь оптимального результата.

На этапе проектирования нами определяется необходимый комплект звукоусилительной аппаратуры, вид акустических систем, наиболее подходящий для всепогодного использования, рассчитывается необходимое их количество и создается план размещения на территории. В результате независимо от площади пространства мы обеспечиваем требуемое качество звучания музыки и хорошую разборчивость произносимой речи.

Давление звука

Основные этапы озвучивания открытых пространств

1. Зонирование

Масштабность площадки предполагает обязательное проведение зонирования. План зонирования территории предоставляет Заказчик. Он же сообщает о том, где намерен запустить фоновую музыку или концертный звук, а где будет только голосовое оповещение. Работа по озвучиванию открытых пространств начинается с выделения зон с большим скоплением людей. К примеру, сценическая площадка, летнее кафе, фонтан, аттракционы. В этих местах требования к звуку особенно высокие. Фоновая музыка должна быть ненавязчивой, чтобы не мешать отдыху посетителей. Это касается как уровня громкости, так и качества звука. Необходимо предусмотреть также и возможность отключения фона в случае необходимости.

2. Подбор акустических систем

Качество звука напрямую зависит от двух составляющих: технических параметров акустических систем и грамотного размещения.

Главное требование к звукопроизводящей аппаратуре, которая работает под открытым небом — это всепогодность. Она должна быть влаго- и морозоустойчивой, а также выдерживать прямое попадание солнечных лучей. Выбор громкоговорителей для озвучивания парковых аллей зависит от конкретных задач. А в зоне летнего кафе предпочтительнее использовать акустические системы более высокого уровня качества, поскольку они будут находиться ниже и любые погрешности будут слышны.

Необходимое количество акустических систем и плотность их размещения рассчитывается в процессе проектирования с использованием специального программного обеспечения.

3. Определение количества источников звука и их распределение по зонам К источникам звука относятся различные устройства музыкального воспроизведения (медиаплееры, компьютеры, программные и аппаратные комплексы для автоматизации вещания), микрофоны и специальные микрофонные базы с возможностью вызова различных зон вещания, а также устройства аварийного оповещения (генераторы сигналов тревоги). Определяются источники звука, которые будут использоваться во всех зонах (микрофоны, аварийные устройства) и те, которые будут применяться только в конкретных зонах.

4. Определение места управления и нахождения аппаратуры Заказчик определяет метод управления: локальное, централизованное или комбинированное. Централизованное управление необходимо при общем аварийном оповещении. Микрофонная база вызова различных зон объекта и аварийное устройство оповещения находятся в одном помещении, и администратор или охранник могут быстро сообщить нужную информацию. Кроме того, это удобнее при подаче рекламных сообщений. Локальное управление может включать дополнительные устройства вызова и источники звука. Например, когда во время спортивных соревнований или конкурсов нужно комментировать события или давать локальные объявления.

Комбинированный способ управления является объединением централизованного управления и локального: какие-то объявления идут из центральной радиорубки, а какие-то – из местного пункта управления. Местонахождение аппаратуры также определяется, исходя из типа системы управления.

5. Схема коммутации и варианты звукоусиления.Этот этап проектирования зависит от технических возможностей аппаратуры. Поскольку общее количество зон вещания может быть больше 10–30, необходимо предусмотреть специальные селекторы зон. Трансляционные усилители мощности могут иметь встраиваемые модули выбора до шести зон. В многозонных системах функцию селектора выполняет управляющий звуковой процессор.

Примеры проектов, разработанных специалистами

ООО MediaConstructor Озвучивание территории вокруг Дворцового моста в проекте «Поющие мосты» (реализованный проект)

Дворцовая набережная

Проект «Поющие мосты» радует петербуржцев и гостей города с июля 2016 года. Поначалу это было только звуковое, а с 2020 года – музыкально-лазерное шоу, которое с мая по ноябрь сопровождает разведение Дворцового моста.

Задачи проекта: оснащение высококачественным звуковым оборудованием просмотровых зон при разводке Дворцового моста, обеспечение музыкального оформления и передачи речевых сообщений.

Основной акцент был сделан на зоны максимального скопления людей:

Дворцовая набережная от Дворцового моста на 200 метров, Адмиралтейская набережная от Дворцового моста на 200 метров, Университетская набережная от Дворцового моста на 200 метров, Набережная вдоль Биржевой площади от Дворцового моста на 150 метров.

Смольный собор

Проект оснащен монобрендовым комплектом оборудования производства компании BOSE. В результате реализации проекта два берега Невы стали единым звуковым пространством в любое время года. Её можно задействовать для расширения зоны озвучивания во время торжественных мероприятий на Дворцовой площади. Получен достаточно высокий и одновременно комфортный локальный уровень громкости. Уменьшено распространение звука вне этих зон. Компактность и нейтральный дизайн акустических систем хорошо вписался в архитектуру набережных. Они устойчивы к внешним воздействиям и легко обслуживаются.

Усилители звука и управляющее оборудование размещены в опорах разводной части моста в пультовых или рядом с ними в досягаемости электропитания. Акустические системы укреплены на опорах освещения на специальных кронштейнах. Там же установлены боксы для подключения внешних источников сигнала. Внешние источники сигнала и усиление подключаются к звуковому процессору при помощи цифрового сетевого протокола DANTE, что позволяет уменьшить количество обработок звуковых сигналов, потерь в кабелях и возникновения шумов. Функционирование системы рассчитано на полностью автономный режим (включение и выключение музыкальных программ может происходить по заранее сформированному расписанию).

Работа в охранной зоне Исторической части Петербурга требовало от исполнителей высокой степени ответственности и профессионализма. Для прокладки кабелей необходимо было вскрыть тротуарную плитку между опор освещения, разработать траншею, заложить необходимые кабели; поднять кабели внутри опоры и на высоте около 5 метров смонтировать акустические системы. Выполнение этих работ было согласовано с ГАТИ и другими заинтересованными организациями (Ленсвет, ДРСУ, кабельные сети, ГИБДД, ГорЭлектроТрансом и т.п.).

Озвучивание территории горнолыжного центра «Охта Парк»

(проектная документация)

Успешный коммерческий объект «Охта Парк» - это горнолыжный центр, расположенный в пригороде Санкт-Петербурга. Целью проекта было оснащение звуковым оборудованием гостевых уличных зон. Главная задача - разработать музыкальное оформление и возможность передачи речевых сообщений в зонах скопления гостей комплекса и на зонах наибольшей важности:

Зоны ожидания у подъемников. Девять зон. Обозначены красным.Вершины склонов. Две вершины. Зона сноу-парка. Зона катания на ватрушках. Зона вокруг ресторанов и на площади между ними. Каток. Парковка.

Объект планировали укомплектовать звуковым оборудованием мирового бренда BOSE. Для озвучивания склонов были предложены акустические системы с узкой диаграммой направленности. Это позволило бы, во-первых, избежать перекрестного влияния колонок, озвучивающих разные склоны и места ожидания у подъёмников, что могло вызвать дискомфорт отдыхающих. Во-вторых, большая эффективность узконаправленной акустики позволила бы сократить количество усилительного оборудования и уменьшить расходы на монтаж колонок распределённой системы озвучивания.

Специфика места потребовала эффективных решений в размещении оборудования. В основе проекта было распределённое размещение звукоусилительного и управляющего оборудования, что позволило бы уменьшить длину трас от усилителей к акустическим системам. Сокращение трасс минимизирует электрические потери при передаче сигнала, что сокращает необходимую мощность усилительного оборудования, сечение кабелей, а также уровня сигнала к концу трасс и монтажных расходов.

Акустические системы, озвучивающие склоны, вершины, зоны ожидания у подъемников, парковку предложено было разместить на опорах освещения, а вокруг ресторана и на площади - на здания. Для озвучивания катка необходимо было установить дополнительные опоры.

Для оптимизации выбора компонентов звуковой системы было проведено компьютерное моделирование зала при помощи специальной профессиональной расчетной среды Bose Modeler.

Оснащение прогулочных зон Павловского парка

(эскизный проект)

В задачи проектирования входило озвучивание территории Павловского парка – обеспечение музыкального оформления и передачи речевых сообщений. Основное внимание было сосредоточено на зонах скопления гостей парка:

Входная зона около Дворцовой церкви,Входная зона у Театральных ворот,Внутренний двор дворца,Тройная липовая аллея,Большие круги,Вольерный участок,Мост Кентавров,Территория у северного корпуса дворца

В основе проекта - комплексное аппаратно-программное решение, построенное на монобрендовом комплекте оборудования BOSE - производителя мирового уровня. Его использование должно было обеспечить следующие преимущества:

- достаточно высокий и одновременно комфортный локальный уровень громкости в указанных пространствах.

- возможность круглогодичной эксплуатации с сохранением высокого качества звука и устойчивости к внешним факторам (погодным условиям, вандализму и пр.)

- функция расширения зоны озвучивания во время различных мероприятий

- выбранные акустические системы не только соответствовали техническим параметрам, но и хорошо бы вписались в архитектуру и ландшафт.

- комплект системы составляли из колонок, которые можно было монтировать на стену здания и располагать на грунте.

- легкость технического обслуживания и контроля.

Количество акустических систем рассчитывалось исходя из особенностей озвучиваемого пространства, при помощи оригинального программного обеспечения компании BOSE для моделирования акустики.

Для управления звуковым процессом была выбрана наиболее надёжная и гибкая система, которая показана для удалённых объектов. Мощный многоканальный звуковой процессор умеет направлять сигнал и настраивать его индивидуально для каждой зоны. Он производит необходимую проработку звука – от регулировки тембральной окраски и микширования до сложной системы матричной коммутации звуковых потоков. Процессор управляется при помощи панели через сеть Ethernet.

Передавать звук от источника звуковой фонограммы без искажения на большие расстояния позволяют высокоэффективные усилители мощности, работающие при помощи цифрового сетевого протокола DANTE. Его используют в приложениях, где необходимо передавать несколько аудиоканалов на относительно большие расстояния или в несколько мест, как в данном проекте. Технология цифрового аудио-распределения уже доказала свою надежность и высокие эксплуатационные характеристики на различных мероприятиях.

Удобство эксплуатации системы заключается в её автономном режиме функционирования: включение и выключение фонограммы может быть запрограммировано заранее.

Озвучивание ГМЗ Парка «Петергоф»

(эскизный проект)

Участие в разработке этого масштабного проекта – наша особая гордость. Парк ГМЗ «Петергоф» без сомнения является крупным бриллиантом среди россыпи достопримечательностей Северной столицы. Большие пространства, завораживающий ландшафт, непревзойденные образцы классической архитектуры и великолепные фонтаны притягивают туда огромное количество посетителей.

Уникальная система музыкального сопровождения должна была сделать пребывание в парке ещё более приятным и запоминающимся. Функции данной системы: создавать приятный музыкальный фон, передавать посетителям общую и текущую информацию, а также оповещать о тревожных ситуациях.

Основные зоны озвучивания:

Верхний парк Фасад дворца перед большим каскадом ,Большой каскад Самсоновский и морской каналы , Морской вокзал и пристань , Фонтан Ева , Фонтан Адам Монплезир и Екатерининский корпус , Менажерный пруд Шутихи у Менажерного пруда , Римские фонтаны и Каскад Дракона , Фонтан Грифон и Большая оранжерея , Марлинский каскад и Менажерные фонтаны , Львиный каскад , Основные аллеи парка Эрмитаж , Главный вход в Нижний парк , Марлинский пруд , дворец Марли , Сады Венеры .

Южная дорога

Для этого проекта был предложен монобрендовый комплект звукового оборудования компании BOSE. Акустический расчет был сделан с учётом результата зонирования и типа транслируемой программы (фоновая музыка, речь, концертный звук).

Для трансляции фоновой музыки предполагалось разместить громокоговорители на столбах вдоль аллей парковой зоны. Для этой же цели в проект были заложены и ландшафтные громкоговорители, которые устанавливаются под открытым небом. Они не боятся ни мороза, ни зноя, им ни по чем ливень и прочие погодные явления – качество звука остаётся неизменно высоким. Был выявлен шаг размещения акустических систем в 15 м, обеспечивающий наибольшую равномерность звучания фоновой музыки. Для зон оповещения громкоговорители могут располагаться с шагом в 25 м. В ресторане и кафе к качеству воспроизведения фонограммы более высокие требования, поскольку высота подвеса громкоговорителей ниже, чем на аллеях. Здесь предложили не экономить и разместитьи под навесом влагостойкие двухполосные акустические системы самого высокого качества. Важной составной частью этой сложной звуковой системы являются усилители.

Управляться такая система должна через процессор, который производит маршрутизацию звуковых сигналов, эквализацию, компрессирование, задержки и т.д. Для выхода звука в каждую зону запланирована независимая настройка, для входа - 8 каналов. Система управления была составлена из центрального модуля процессора, необходимых плат расширения его ресурсов, компьютера для настройки системы и выносной панели управления.

Размещаться выносная панель могла бы там, где оператору удобно переключать заранее написанные программы конфигурации оборудования или производить доступные регулировки. Более глубокие настройки этот специалист производил бы на компьютере.

 

Свяжитесь с нами